НОВЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Ток-Шоу Алексея Митрофанова
Добавлены записи эфиров ток-шоу "Час Будущего", которое ведет Алексей Митрофанов на радиостанции Мегаполис-ФМ.
Новая книга Митрофанова
Пресс-Портрет
Новая рубрика Пресс-Портрет познакомит с публикациями в СМИ с упоминанием А.Митрофанова.
Новые фото.
Добавлены фотографии разных лет в фотогалерею Митрофанова.
Фото
Добавлены новые фотографии Митрофанова из его зарубежных поездок.
Видео
Постоянно обновляется раздел видео - новые выступления Митрофанова по ТВ.

Официальный сайт политической партии ''СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ''

Пресс-портрет Митрофанова





СТЕНОГРАММЫ ЗАСЕДАНИЙ

Стенограмма “круглого стола” на тему: “Актуальные проблемы законодательства о референдуме в Российской Федерации”
Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству

Здание Государственной Думы. Комн. № 706.
31 мая 2004 года. 14 часов.
Председательствует Председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Плигин Владимир Николаевич

Председательствующий. Начинаем работать.
Темой “круглого стола” сегодня станет обсуждение законодательства о референдуме в Российской Федерации. Я должен сказать, что мы продолжим практику работы Государственной Думы, в соответствии с которой те наиболее принципиальные вопросы, которые затрагивают общество, значительные слои общества, до того, как они будут выносится на пленарные заседания Государственной Думы, они будут обсуждаться с представителями депутатских групп, представителями общественности, представителями науки. Я благодарю всех, кто посчитал для себя возможным сегодня появиться здесь у нас.
...
Митрофанов А.В. Прежде всего, хотелось бы сказать, уважаемые участники сегодняшнего мероприятия, “круглого стола”, о том, что опыт проведения референдумов нашей недавней истории был сугубо отрицательным, да. То есть референдумы были. В 1991 году – первый. И он однозначно высказался в пользу сохранения союзного государства, но оно не было сохранено. На него наплевали ровно через несколько месяцев после того, как произошли какие-то политические события, в постановке, в центре Москвы. И все забыли, оказывается. И референдум не оказался обязывающим. И вообще его не вспоминают. А когда его попытались вспомнить в 1996 году, так даже хотели соответствующие политические партии разогнать. Вот, понимаете. У нас очень отрицательная история референдумов.
1993 год. Референдум там: да – да, нет – да, по-моему, было, да. И что? Ни да, ни нет. Закончилось танками все это. И расстрелом Верховного Совета. И никакие результаты референдумов, где население высказалось – оставить. И Верховный Совет, и Президента, никого не остановили, да?
Поэтому в эти моменты мы должны учитывать, что референдум не просто не спасает, а итоги референдумов растаптываются, мы не Швейцария, где покорно все следуют итогам референдума. Да? Вот так высказались, значит, все, на века. Нет, ничего подобного. Нас это вообще не волнует, итоги референдумов. Это первое.
Второе. Здесь уже говорил депутат Похмелкин про то, что, конечно, надо стараться к какой-то стабильности базовых законов в государстве, потому что каждая Дума дает новую версию закона о выборах Президента, закона о выборах депутатов, закон о статусе депутатов. Каждая Дума определяет новое число помощников зачем-то, да. Там какие-то возможности... Вот сейчас взялись и за референдум. То есть, конечно, что-то менять надо, но надо думать о большей стабильности, чтобы закон, наконец, ну, выносился на достаточно продолжительное время.
Что касается проекта закона, конечно же, здесь налицо попытка, ну, попытка ограничить какие-то, ну, ввести дополнительные ограничения при проведении референдумов. И я думаю, что при втором чтении придется биться по этим позициям. Судьба первого чтения, я думаю, предрешена. Вот. Но по каким-то позициям придется биться здесь. Мне кажется, что вся эта система действительно там, и количество денег израсходованных, все очень напоминает выборы. Проведение референдума точно в технологии выборов. Это действительно правильно, очень совпадают по новому закону технологии проведения выборов в Госдуму, то есть политических партий, агитации, с технологией проведения референдума.
Безусловно, государственные органы, мне кажется, должны иметь возможность одновременно с двумя миллионами человек, необходимых по закону, должны иметь возможность тоже выносить на референдум какие-то вопросы. Может быть, это будет, скажем, Президент или Государственная Дума. Причем мы ограничиваемся ситуациями, когда это вытекает из международного договора, может быть, пойти дальше, что Государственная Дума имеет право поставить какой-то вопрос, если она принимает это двумя третями голосов. К примеру. Вот. Почему нет? Да? Почему Государственная Дума, если она проголосовала двумя третями там, не может поставить какой-то вопрос на референдум, если считает необходимым, и сделать это гораздо быстрее, чем собирать два миллиона подписей. Там Совет Федерации, допустим. И, так сказать, возможно, Президент с одобрения Государственной Думы, это надо думать.
Но есть вопросы, когда требуется оперативность по референдуму. Я думаю, что это, кстати, вопросы территориального устройства. Так мы никогда ни с кем не объединимся и ничего не присоединим, если мы будем 2 миллиона подписей собирать там в течение года, да, так сказать? И не по одному вопросу не проведем, скажем, по вопросам территориального устройства. А иногда это требуется, вот скоро начнется война в Абхазии, и придется оперативно решать вопрос. Вот. И что мы будем? 2 миллиона подписей собирать бегать, так сказать? В это время Саакашвили уже захватит Сухуми. Нет, так не будет, так сказать.
Поэтому надо, скажем, там Государственную Думу, может быть, быстро, так сказать, принимать решение о референдуме, и он так...
Председательствующий. Алексей Валентинович, все ж таки это предсказание Мефистофеля. Поэтому насчет войны вы как бы...
Митрофанов А.В. Нет, подождите. Война будет обязательно. Это не предсказание. Я вам говорю, как повар с этой кухни. Вот. Что война будет обязательно, так сказать. К ней идет подготовка, материальная подготовка. Я лечу пятого числа по этому поводу в Абхазию.
Поэтому, так сказать, поэтому, так сказать...
Председательствующий. Алексей Валентинович, Алексей Валентинович, на всякий случай, а то из области уголовного права, это вы просто сказали, что летите просто так.
Митрофанов А.В. Нет, это совпадение.
Председательствующий. Не обсуждайте этот вопрос.
Митрофанов А.В. Я, конечно, лечу на Кинотавр, как выясняется. Вот. Но в принципе то, что война и материальная подготовка идет надо знать. Нельзя же события, узнавать про них только из новостных, так сказать, передач, да. Потому что когда война уже начнется и что-то закончится, как с Аджарией было.
Там естественно намечаются события. Но вопрос о Южной Осетии остро стоит. Если руководитель Южной Осетии говорит, что мы часть России, и там 80 процентов имеют русские паспорта, а мы не решаем этот вопрос. Значит, его надо как-то быстро решать, потому что нельзя 2 миллиона подписей собирать, так сказать, это долго очень будет. И истратить огромные деньги, бюджет. Это должен сделать, так сказать, может сделать Государственная Дума. И не только вытекая из международного договора. Скажем, с Белоруссией есть особая ситуация, мы ее ждем тоже. Поэтому... Всякие такие вопросы, они требуют быстрого государственного реагирования.
И действительно, нужно, наверное, перечь вопросов, выносимых на референдум, ограничить.
Это вопросы, касающиеся государственного устройства, в первую очередь, базовых, так сказать, базовых государственных решений экономических, так сказать, касающихся существенного изменения жизни, уровня жизни народа, базовых вопросов, касающихся безопасности. Только по ключевым вопросам должен быть референдум, чтобы, так сказать...
Мы большая страна, мы не можем по мелким вопросам проводить. В Швейцарии могут собраться и провести по любой теме. Там у них есть технологии и все. Но мы не можем это делать, потому что мы большая страна и большая территория, мы с ума сойдем, если мы по мелким вопросам будем проводить референдумы.
И поэтому, то есть, подход в целом такой: дать государственным органам тоже разрешение одновременно с миллионами подписчиков возможность проводить референдумы и выносить вопросы на референдумы, имея в виду две трети голосов, скажем, Государственной Думы и Совета Федерации. Обязательно дать такую возможность и не только когда это вытекает из международного договора. Это первая базовая вещь.
Это первое, так сказать, предложение. Второе. В первом чтении, ну, по всей видимости это будет принято, так сказать, принято как база, можно из этого исходить и может быть посмотреть уже по тексту, поменьше ограничений в целом это должно быть. Поменьше ограничений всяких разных, которые прямо действительно очень напоминают закон о политических партиях, там по регистрации групп и так далее. Спасибо.
Председательствующий. Алексей Валентинович, спасибо большое. Михаил Васильевич, пожалуйста.
Емельянов М.В. Член комитета по конституционному законодательству.


к началу страницы 
Приемная Алексея Валентиновича МИТРОФАНОВА
телефон: (495) 662-2616
e-mail: duma@alexeymitrofanov.ru
•   •   • 
По всем вопросам связанным с функционированием
сайта просим обращаться в студию ArtSPb.Ru
webmaster@alexeymitrofanov.ru
•   •   • 
Книги А.В. Митрофанова По материалам прессы Фотогалерея А.В. Митрофанова Видеофрагменты выступлений А.В. Митрофанова Послать с сайта письмо А.В. Митрофанову